вторник, 9 апреля 2013 г.

Вечный зов. Анатолий Иванов. (Общий обзор)


      Вечный зов... . Роман-эпопея! Только стоит прислушаться к названию данного произведения, и на душе образовывается какое-то тяжёлое и мрачное чувство, ощущение чего-то необратимого, но в тоже время притягивающего и зовущего куда-то, в неведомую даль.



     Моё внимание на это произведение обратила моя мама. И я нисколечко не пожалела, что потратила немало времени на прочтение двух томов. Впечатления, как я думаю, теперь останутся у меня на всю мою жизнь!


     По-началу, скажу честно, чтение данного романа давалось мне трудно. Половину первого тома я еле осилила, у меня путались герои, я забывала, что происходило с ними ранее. Всё потому, что героев на самом деле много, автор описывает судьбы не одного поколения людей. Но всё это завораживает, притягивает, и последние 150 страниц первого тома я уже прочитала на одном дыхании.


     История романа меня увлекла, и я с жадность приступила к чтению уже второй книги! Если говорить о томах по отдельности, то в первом томе автор как бы только подготавливает читателя к тому, о чём будет идти повествование во втором томе.


       Второй том намного тяжелее первого. Здесь автор уже не щадит чувства читателя, говорит всё, что было на самом деле. Вы переживёте всю боль, которую испытали герои, пройдёте вместе с ними через все их страдания и мучения. Говорить о том, как это было ужасно, это совсем не то. Нужно прочесть эти книги от корки до корки, чтобы понять весь трагизм той эпохи.


     В первой книге автор делает акцент на бытовых вопросах людей, на  их отношениях между собой. Но также практически сразу он обрушивает на нас суровую правду жизни. Мы узнаем о событиях гражданской войны, о её последствиях, о том, каким образом она отразится на участвующих в ней людей и на их детях.  Достаточно просторно описывается  и мирная жизнь со всеми её прелестями и невзгодами, но которая длилась, увы, совсем недолго.


      Во втором томе вы узнаете многие подробности войны 1941-1945 годов. Величайшая трагедия народа предстанет перед вами во всей своей наготе. Автор показал нам со всей открытостью какое горе случилось в нашей стране, и что оно коснулось каждого: и непосредственно тех, кто участвовал в сражениях, и тех, кто оставался в тылу.


     Хочу привести здесь два отрывка из книги. Здесь нет подробностей сюжета, поэтому, если вы не читали этого произведения, то на ваши впечатления в будущем от чтения этой книги они никак не повлияют. Но, как я думаю, желание прочесть "Вечный зов" появится (подчёркивания текста мои).


     " - Да вишь какое дело... Родитель мой, помню, старинную песню певал. А сам её от отца своего, грит, слыхивал, то есть, стало быть, от моего деда. Каков он, дед мой, был, не знаю, не видывал его. С самим генералом Суворовым, отец мой рассказывал, воевал. На турку ходил с ним, на поляка, на француза... Сто двух годов помер. Ну, да все мы долгожители. Отец тоже чуть не под сто годов скончался. И я вот... не обидел бог годками-то. Песни той я по малолетству да по дурости не запомнил. А вот как счас слышится - пелось в ней об тяжком вражеском иге на русской земле. Конями её топтали, огнём жгли. Народ секли да резали, в слезах он захлёбывался. И поднялся, значит, он, народ, на битву небывалую, да... Вышли воины на бескрайнее степное поле, всё разноцветьем покрытое. И начали с басурманами биться. И полегли, почитай, все, но врагов побили, а остатних вспять повернули, да погнали, да погнали... Ну, после вернулись на потоптанное, разрытое копытами поле. Врагов мёртвых пособирали, в речку покидали, что во вражеский стан текла. Получайте, мол... А своих похоронили. Могильных холмиков не стали делать, разровняли всё поле, чтоб, значит, опять ромашки на нём выросли, другие цветы всякие, чтоб испокон веку было оно всё  так же солнечным брызгом обсыпано... Но чудная трава какая-то стала прорастать на этом поле - жёсткая, стеблистая. А под осень каждая травинка выбросила белые волосы. Поседело, значит, всё поле от горюшка... Вот так. И с тех пор повелось: погибнет человек за землю - в неё же и ляжет... И вырастет где-то ещё одна седая травинка, стоит да плачет под ветром. Так в песне той поётся..."

     "Ехал Иван Иванович под этим ночным звёздным небом, и непривычные мысли, незнакомые ранее чувства одолевали его. Где-то горит край земли, думал он, и сгорают в том безжалостном огне люди. А здесь всё тихо и мирно, лишь неимоверно тяжело. Но невозможно одному человеку о всём размере представить всё то горе, всю трагедию, которую переживает сейчас земля. Как невозможно предтавить всё величие и необъятность этой жизни, этого неба и полей под ним. Это можно лишь немного почувствовать, как вот он сейчас чувствует. Пройдёт сто лет, пройдёт двести... Давным-давно не будет на земле ни Панкрата Назарова, который спит сейчас, разбросав на постели длинные свои руки с жёсткими ладонями, ни этой девушки Тони, налившейся крепким материнским соком, ни Анны Савельевой, продрогшей сегодня в ледяной воде, ни его, Ивана Ивановича Хохлова. Но по-прежнему будет полыхать над землёй звёздный океан. И сколько бы ни прибавилось на земле белых седин-ковылей, народ убытку своего не потерпит. И кто-то другой будет вот так ехать по молчаливой ночной дороге под звёздным куполом, будут так же спать люди, раскидав по постели натруженные за день руки. Каждый вновь приходящий под это вечное небо будет заново пытаться понять: какова она, земля, в чём её красота и сила?! Но неужели и потом, позже, понять это будет иногда так же не просто? Неужели и тогда будут войны? Будут зарастать всё новые и новые поля ковылём? Неужели вот так же кто-то у кого-нибудь спросит вдруг: "Почему это каждому доказывать надо, что ты честный человек?"

   

     Знаете, что меня поразило больше всего. Что вымученный страданиями народ наш всё же не терял надежду на победу и не смотря ни на что откуда-то брал силы и сражался.  Какова же сила нашего народа!


     Сказать, что это произведение меня потрясло, этого мало. Оно будоражит кровь, сознание. На жизнь начинаешь смотреть по-другому. Начинаешь ценить её больше, ценить наше мирное время, чему мы должны быть бесконечно обязаны нашим предкам.


     Какая бы судьба не выпала на долю человека, всё же жизнь свою он не может назвать неинтересной. Ведь даже в годы войны люди любили, радовались, появлялась новая жизнь.


     "А в свое время, — произнесла Марья Фирсовна. — Я вот простая женщина, неграмотная почти, а только я знаю: жизнь обязательно все по полочкам разложит — хорошее к хорошему, плохое к плохому. Жизнь справедливость любит."


     "... добро, оно неприметное, радость недолго, может, и помнится. А зло не забывается ух сколько, всё жжёт и жжёт, выедает внутри всё самое живое. И потому кажется, что зла на земле сильно уж много, что его больше, чем добра. И что плохих людей на земле больше. А это обман, доченька. На земле-то много людей хороших, ласковых, и добра, значит, больше."


     "...мы, люди, уже не звери, потому что в своих поступках руководствуемся не только одним инстинктом, но мы ещё и не люди, потому что в своих поступках руководствуемся не только голосом разума…"


     "Жизнь лёгкая тому, кто не раздумывая берёт, что ему надо. Хватает цепко…"


     "У человека все дела срочные, поскольку жизнь отмерена ему от звонка до звонка."


     "...чтобы узнать побольше, надо пожить подольше."


     " — Оно, конечно, не сладко так-то жить.. да ведь всё ж не в сырой земле.

       — Не в сладости дело. А в смысле. В чем смысл теперь?"


     Сколько истин говорят герои романа! Читать нужно вдумчиво и не торопиться, чтобы полностью понять их мироощущение, задуматься над смыслом жизни и поисками счастья.


     Автор показал нам самых настоящих людей, которые сомневаются, которые любят и ненавидят. Каждый из них далеко не идеал, но не смотря на это есть те герои, за которых по-настоящему начинаешь переживать. Есть, конечно, и такие герои, к которым чувствуешь только отвращение. Но все они живые, у каждого своя правда, и каждый борется за неё своими методами, которые позволяет им их совесть. 


     Я думаю, что изучать историю нашей страны очень полезно не только по специальным учебникам по истории, но и непосредственно, опираясь на художественную литературу. Только с помощью неё мы глубже проникнемся в тайны нашего прошлого и узнаем не только сухие исторические даты. Мы получим подробные ответы на такие вопросы как: чем жил, дышал наш народ, что его волновало, за что боролся, о чём мечтал. Мы посмотрим на происходившие события глазами простого народа, и, как я считаю, поймём что-то такое, чего раньше не понимали или не знали.


     Советую всем прочитать "Вечный зов" Анатолия Иванова. Он пишет о нашем прошлом, и, как я думаю, каждый обязан его знать, чтобы ценить и любить ту жизнь, которую подарили нам наши бабушки и дедушки.


      Несомненно, это теперь одно из моих любимых произведений.

Комментариев нет:

Отправить комментарий